Глава украинского «Нафтогаза» потребовал от США наложить санкции на компании, задействованные в строительстве газопровода «Северный поток — 2», который позволит России поставлять газ в ЕС в обход Украины. «Мы просим США как можно скорее наложить санкции на все компании, которые могут потенциально участвовать в этом проекте», — сказал глава «Нафтогаза» Андрей Коболев в интервью The Wall Street Journal.
Мне это напоминает эпизод из «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери. Если помните, маленький принц попадает на планету, где живет король, и, кроме него, там никого нет, и маленький принц восхищается тем, что говорит ему король. Король говорит, что он может повелевать солнцем, чтобы оно взошло, и маленький принц просит, чтобы он повелел солнцу взойти. Но тогда король говорит, сейчас я не буду это делать, я сделаю тогда, когда придет время. То есть король повелевал солнцу восходить и заходить во время рассвета и заката.
«Нафтогаз Украины» — это такой же король, который сейчас громко что-то заявляет, а рассчитывает он не на свои силы и не на свое влияние, тем более не на влияние своего президента (президента Украины Петра Порошенко. — RNS), а исключительно на то, что США и так делают все, чтобы заблокировать «Северный поток — 2». То есть они, в данном случае, просто присоединяются к «естественному» процессу и делают вид, что это они оказывают на него влияние.
Что «Нафтогаз» от кого-то в мире может потребовать? Какое отношение «Нафтогаз Украины», а также США имеют к проекту «Северный поток — 2»? Если провести аналогию, это как если бы «Газпром» обратился бы к Европейской комиссии, чтобы та заблокировала проект трубопровода, который проходит из Аляски через Канаду на территорию других штатов США.
США в течение многих лет пытаются рассорить Россию и Европу, более того, США на протяжении многих лет пытаются это сделать: это началось еще в конце 1970-х годов, когда прокладывались трубопроводы из СССР через территорию нынешней Украины в Европейский союз. Можно вспомнить трубопровод «Союз», введенный в эксплуатацию в 1980 году, тогда США активным образом не только говорили: «Европа, что ты делаешь, ты попадаешь в зависимость от этих страшных коммунистов». Еще и санкции вводили, чтобы СССР не смог проложить трубу. И что характерно, сейчас до сих пор можно найти фотографии тех времен: «Труба вашим санкциям, господин Рейган», — к примеру.
История не прерывается на протяжении последних лет 40 и «Северный поток — 2» является маленьким эпизодом в этой истории. Насколько радовались США, когда мы прекратили поставки газа через Украину в 2009 году, в начале года, когда шла «газовая война» между Россией и Украиной. Мы прекратили поставки Украине, она начала отбирать газ, мы продолжали отключение. Вот, сказали США, мы вас еще в конце 1970-х предупреждали, что Россия отключит вам газ, вы попали от нее в зависимость, теперь получите. Но это был короткий эпизод, и «Северный поток — 2» — это такой же короткий эпизод.
Украина в данном случае не игрок, это разменная монета, которую бросают на игровой стол, и с ней происходят какие-то процессы, абсолютно от нее не зависящие. «Нафтогаз» является объектом политики, как все государство Украина является объектом, а не субъектом, поэтому мы видим попытку присоединиться к естественному процессу, происходящем как между Россией и ЕС, так и между Россией и США, США и Европой, и в этот любовный треугольник пытается втиснуться Украина с ее потребностями.
Ее потребности вполне понятны. Единственная вещь, которая позволяет «Нафтогазу» получать прибыль, а в прошлом году они впервые за последние пять лет получили прибыль, и единственная статья доходов, которая эту прибыль сформировала, — это платежи от «Газпрома» за транзит газа. В этом году «Газпром» прокачает через территорию Украины еще больше газа, а тогда было примерно 82–85 млрд кубов. То есть Украина рискует получить еще больше денег, а после 2019 года это счастье закончится.
В 2019 году должны быть введены как «Северный поток — 2», так и «Турецкий поток», и на последний Украина никак повлиять не может. Все на сегодняшний день понимают, что как вы ни грозите Турции, ей будет все равно, она уже какую-то самостоятельную политику ведет. А грозить Европе устами США (а США уже на протяжении 40 лет грозят Европе) — тут можно сыграть, получить политические очки, и потом заявить в своих СМИ, что если США заявят что-то против «Северного потока —2», что это сделано не потому, что США уже на протяжении последних лет что-то делают против «Северного потока — 2», до этого против «Северного проекта — 1», до этого против всех прочих проектов. А это потому, что «Нафтогаз» настоял на своем, и президент Украины приехал не зря, не потому, что он хочет просто покрасоваться перед камерами, хотя его там никто не ждет, а он является реальным политиком, к которому прислушиваются. Это делается для внутреннего потребителя, потому что внешнего потребителя информации эти телодвижения никак изменить не могут.
Внутреннему потребителю — да, им оптом покажут картинку. Есть такая логическая ошибка, когда событие идущие одно за другим начинают объединяться не хронологической связью, а причинно-следственной. И скажут украинские СМИ, что очередное высказывание, например, госсекретаря США против «Северного потока — 2» вызвано тем, что «Нафтогаз» настоял, что президент Порошенко приехал и настоял. Они делают закладку под будущий пиар своего президента, ну и немного «Нафтогаза».
|