Предположительно, может быть проложен новый маршрут, который станет дополнением к основному — Трансадриатическому газопроводу (ТАР), по которому газ будет поставляться в Европу от турецкой границы. Летом 2013 года консорциум по разработке месторождения «Шах Дениз» выбрал TAP ключевым маршрутом транспортировки каспийского газа на европейские рынки. Напомним, мощность магистрального трубопровода TAP, строительство которого может быть начато в 2015 году, на начальном этапе эксплуатации составит 10 млрд кубометров в год, далее возможны варианты – вплоть до увеличения объемов прокачки до 20 млрд кубометров в год. 10 млрд кубометров газа, которые будут перебрасываться по Трансадриатическому газопроводу, конечно, не пошатнут позиции России на европейском рынке, но если мощность трубопровода будет увеличена в три раза, то для России может прозвенеть «тревожный звоночек»: 30 млрд кубометров – это примерно треть газа, который поставляет Россия в Европу. Основные акционеры ТАР: BP принадлежит 20%, SOCAR – 20%, Statoil – 20%, Fluxys -16%, Total -10%, E.ON – 9%, Axpo – 5%. Азербайджан, активно выстраивающий свою региональную безопасность, пытается реализовать новые возможности по диверсификации поставок энергоресурсов на европейские рынки. Россия пока является сдерживающим фактором в реализации этих планов. Стоимость второй стадии разработки «Шах Дениз» оценивается в 25 млрд долларов. Запасы месторождения «Шах Дениз», согласно экспертным оценкам, составляет в 1,2 трлн кубометров газа. Присоединение ТАР к Ионическо-Адриатическому трубопроводу (IAP) сделает возможным поставки газа в ряд стран Юго-Восточной Европы. Проект IAP – это строительство трубопровода в Западных Балканах. ТАР уже подписал меморандумы о взаимопонимании и сотрудничестве с разработчиками данного проекта — с компаниями Plinacro (Хорватия), BH-Gas (Босния и Герцеговина), Geoplin Plinovodi (Словения), а также с правительствами Черногории и Албании. Рабочая группа ТАР и IAP, которая уже создана, проводит регулярные обсуждения по синхронизации сроков реализации обоих проектов и согласованию технического регламента по соединению двух веток.
|