-->
«Транснефть» может уже летом приступить к строительству трубопроводной системы Унеча — Приморск. Об этом вчера сообщили в администрации Новгородской области, где стартовала презентация проекта БТС-II. Семен Вайншток, глава «Транснефти», на своей пресс-конференции в Лондоне обозначил, что строительство трубопровода в обход Белоруссии может завершиться за полтора года. Проект БТС-II включает строительство новой ветки трубопровода БТС Унеча — Великие Луки — Приморск и увеличение пропускной способности специализированного морского терминала в Приморске на 50 млн т нефти. Первая очередь нового нефтепровода позволит увеличить мощность БТС до 125—130 млн т нефти в год, проектная мощность обновленной БТС в перспективе составит 150 млн т нефти в год. Финансировать строительство «Транснефть» намерена за счет займов.
По словам главы «Транснефти», техническая возможность возобновить прокачку нефти в Литву может появиться у компании уже в марте—апреле 2007 года. Однако г-н Вайншток отметил, что «Транснефть» может отказаться от возобновления поставок нефти в Литву по участку трубопровода «Дружба», если Ростехнадзор, проводящий экспертизу на предмет возможности модернизации «Дружбы», потребует проведения на этом участке долгосрочных (на год-два) ремонтных работ.
Напомним, прокачка нефти по трубопроводу «Дружба» в направлении литовского нефтеперерабатывающего завода Mazeikiu Nafta была прекращена в прошлом году после аварии на трубе. Однако многие связали решение заморозить экспортное направление с тем, что борьбу за Mazeikiu, бывший актив ЮКОСа, выиграла не одна из российских компаний, а польская PKN Orlen. Аналитики отмечают, что отказ от поставок нефти в Литву делает поставки на Mazeikiu дороже.
По информации источника, близкого к «Транснефти», принципиальное решение на уровне правительства не возобновлять прокачку нефти на Литву и не ремонтировать «Дружбу» уже принято. Он также отметил, что в связи с этим подготовка проектной документации БТС-II ведется опережающими темпами. По его словам, обоснование инвестиций по проекту готовить не планируется, не будет и отдельного технико-экономического обоснования, готовится сразу проектно-сметная документация. Это, по его мнению, позволит существенно сократить подготовку к строительству и уложиться в заявленные г-ном Вайнштоком сроки.
Однако аналитики полагают, что такая спешка может существенно повысить затраты на реализацию проекта и отразиться на качестве строительства. Валерий Нестеров из «Тройки Диалог» замечает, что строительство новой трубы ляжет дополнительной финансовой нагрузкой на плечи нефтяных компаний, поскольку средства на ее постройку могут быть заложены в тариф на прокачку. По его мнению, решение не прокачивать нефть по «Дружбе» через Литву приведет к некоторому удорожанию стоимости нефти для поставок на НПЗ Mazeikiu Nafta. «Поставлять нефть по трубе выгоднее, чем возить танкерами через Приморск. К тому же закрытие северной ветки «Дружбы» может негативно повлиять на гибкость российского нефтяного экспорта», — отмечает аналитик.
Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин полагает, что «Транснефть» в состоянии построить новую трубу за полтора года. Он прогнозирует, что по результатам экспертизы Ростехнадзора и ее анализа «Транснефтью» участок «Дружбы» в направлении Литвы с большой вероятностью закроют. Эксперт напоминает, что в 2006 году по «Дружбе» от Ярославля до Полоцка вместо 32 млн т прокачано всего 3 млн т нефти, причем эти объемы были отправлены в сторону Полоцка.
|