Компания “Трансойл”, принадлежащая Геннадию Тимченко и акционерам группы “Н-Транс”, в 2010 году стала самой прибыльной отдельно взятой частной железнодорожной компанией в России. Чистая прибыль “Трансойла” по итогам прошлого года выросла на 9%, но в этом году темпы роста замедлятся, предупреждают эксперты и участники рынка, пишет “Коммерсантъ”.
Вчера стали известны результаты работы в 2010 году крупнейшего частного железнодорожного перевозчика нефти и нефтепродуктов — ООО “Трансойл”. По данным СПАРК, выручка компании выросла на 33,7% — до 67,8 млрд руб., чистая прибыль — на 9%, до 5,9 млрд руб. Таким образом, “Трансойл” стал рекордсменом среди отдельно взятых частных железнодорожных компаний по величине чистой прибыли.
Перевозки “Трансойла” в прошлом году росли быстрее рынка — на 20% — при среднем показателе увеличения перевозок нефтеналивных грузов по сети РЖД — 12%. По итогам года “Трансойл” перевез 59 млн тонн нефти и нефтепродуктов, то есть его доля на рынке железнодорожных перевозок нефтеналивных грузов составила 21%. Больше (73,5 млн тонн) удалось перевезти только дочерней РЖД Первой грузовой компании (ПГК), но ее парк цистерн в два с лишним раза больше, чем у “Трансойла”.
ООО “Трансойл” специализируется на перевозках нефтеналивных грузов. Вагонный парк компании насчитывает 29,8 тыс. цистерн. По неофициальным данным, “Трансойл” владеет около 60 локомотивов и является одним из крупнейших независимых перевозчиков по сети РЖД. Основные клиенты компании — “Роснефть”, “Газпром нефть” и “Сургутнефтегаз”. “Трансойл” на 66% принадлежит структурам предпринимателя Геннадия Тимченко, на 33% — акционерам группы “Н-Транс”.
Собеседники на рынке указывают, что прошлый год был удачен почти для всех компаний, которые перевозят по железной дороге нефть и нефтепродукты. Например, компания “Балттранссервис” (входит в группу Globaltrans) в прошлом году получила максимальные для себя 2,5 млрд руб. чистой прибыли. ОАО “Востокнефтетранс”, принадлежащее “Уралвагонзаводу” и “Транснефти”, смогло заработать на перевозках сырой нефти в рамках ВСТО около 4,5 млрд руб. чистой прибыли.
Однако в этом году эти показатели сильно не вырастут, уверены двое представителей операторских компаний. Доходность полувагона в этом году превысила доходность цистерны — 1500 руб. в сутки без НДС против 1200 руб. Кроме того, замедлились темпы роста перевозок нефти и нефтепродуктов по сети РЖД — по итогам первого полугодия они выросли всего на 0,7%. Аналитик Банка Москвы Денис Борисов объясняет это повышением экспортных пошлин на мазут — один из ключевых для железнодорожного транспорта грузов. “Свою роль сыграли также ограничения в экспортных поставках бензина и нафты”,— считает аналитик.
Из-за замедления темпов роста перевозок крупные собственники цистерн начали искать дополнительные возможности для роста, поэтому на рынке началось перераспределение маршрутов между основными перевозчиками, рассказывает источник в одной из операторских компаний. Итогом этого может стать увеличение долей рынка частных компаний, которые постепенно забирают объемы у ПГК. “Дочка” РЖД в январе—июне снизила перевозки нефтеналивных грузов на 7,5%, но в компании объясняют это уменьшением доли ПГК в парке российских цистерн за счет списания собственных вагонов и тем, что конкуренты активно закупали новые цистерны. Собеседник тем не менее не исключает, что “Трансойл” в 2011 году сможет обойти по доле рынка ПГК. В самом “Трансойле” прогнозировать динамику 2011 года отказались. Гендиректор компании Андрей Гомон лишь заявил, что “перевозки растут в соответствии с рынком”.
Денис Борисов считает, что медленные темпы роста перевозок нефти и нефтепродуктов по железной дороге сохранятся до конца года — предпосылок для их роста сейчас нет. Однако глава отдела маркетинга и аналитических исследований Brunswick Rail Дмитрий Бовыкин полагает, что отрасли под силу достичь роста перевозок на 2%.
|